Буквица №4, 2010 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 Галерея:   I...VIII Поле поэзии
 
О.П.Лешев

Хусэл

Рассказ о бурятско-монгольской
этногруппе «Намгар» (Москва)
и её солистке Намгар Лхасарановой

О чём поёт Намгар (тексты песен) >>>

Группа «Намгар» (слева направо):
Мурат Женетль (бас-гитара), Булат Гафаров (скрипка),
Намгар, Евгений Золотарёв (чанза).
Оттава. 15.08.2010


 

 
   

Долго думал, как назвать свой рассказ. Подсказка пришла от Намгар — в её пояснении значения бурятского слова хусэл. Хусэл — путь для исполнения желания, достижения своей мечты; стремление пройти этот путь; ключевое слово в биографии певицы. Интересно, что в русском языке подобного слова нет, почему и приходится передавать его смысл столь длинно и приблизительно.

 
 
 
   

В июле этого года в Ванкувере состоялся 33-й ежегодный фестиваль фолк-музыки. Юлиана сообщила мне, что среди его участников — московская группа «Намгар», играющая в стиле world ethno fusion с бурятско-монгольскими темами.
Основное выступление группы было запланировано на субботу 17 июля, но музыкантов пригласили дополнительно выступить на открытой площадке в центре города.
В Ванкувере ежегодно проводятся самые различные международные фестивали: кино, поэзии, фейерверков, вин... и, конечно, музыки (джаз, фолк, блюз и др.). Через город пролегают гастрольные маршруты многих всемирно известных исполнителей. В феврале здесь прошли XXI зимние Олимпийские игры. Ванку­верцы гостеприимны и добродушны, но их трудно удивить. Тем не менее, даже это рядовое выступ­ление группы — без сценических костюмов, с мини­мальным набором инструментов и реквизита — они приняли с необычайной теплотой. Появились отклики в местных газетах и блогах. В одном из последних размещён замечательный фотопортрет Намгар, сделанный во время выступления и собравший много восторженных комментариев:
 
 
  Namgar is playing yatag.
Vancouver, July 16, 2010.
(© Photo: Pierre, Vancouver)

Намгар играет на ятаге.
Ванкувер, 16.07.2010
(© Фото: Pierre, Ванкувер)

Ещё один музыкальный инструмент —
варган, или комус
работы якутского мастера
Егора Мандарова
висит у Намгар на груди
(послушать звучание
другого варгана его работы
)

 
 

 
   


  • Она выглядит, будто музыка течёт сквозь неё...
  • ...она — сама красота!..
  • ...она выглядит так, будто действительно слита воедино со своим инструментом!
  • прекраснейший портрет музыканта!..
  • Приятный момент сосредоточенности и артистизма!..

    Разумеется, всё, сказанное по поводу фотографии, в равной мере относится к самой Намгар, к её исполнительской манере и к тому, как воспринимает публика её пение и игру на ятаге.

    Судьба, лишившая меня возможности увидеть группу на сцене, преподнесла взамен не менее щедрый подарок — встречу с музыкантами в неформальной обстановке. В «окне» между концертами в Ванкувере и провинции Онтарио им удалось — хлопотами Юлианы — съездить в американский Сиэттл; погостить у неё, дать три совместных концерта и даже провести мастер-класс игры на варгане для местных музыкантов. Благодаря Юлиане же наши воскресные маршруты пересеклись в «баварской деревне» Ливенворт (Leavenworth), что в двух часах езды от Сиэттла.

    Едва Юлиана представила обе стороны друг другу, Намгар, улыбаясь, заявила, что с Юлианой её познакомил... я! Оказалось, Намгар прочитала в «Буквице» мой рассказ о группе ПАВА, по ссылке вышла на их сайт и связалась с его хозяйкой. А в скором времени они встретились и в реале.
    — Фантастика! — воскликнул я. — А давайте я и про вас напишу.
    На том и порешили.

    Что касается выступлений группы в ходе канадского турне, то отклики на них были также самые восторженные.
     
  •  
     
     
       

  • Они играют на традиционных инструментах, таких как чанза, <...>, флейты и барабаны. К ним добавлены ударные, клавишные и электрогитары, чтобы придать ощущение тяжёлого рока 70-х. Это необычная комбинация, которая заставит отпасть вашу челюсть. Их визит обещает редкое мимолётное видение богатых и мистических традиций, доставленное уникальнейшим способом. [1]
  • Невероятно! Намгар Лхасаранова и Евгений Золотарёв представляют музыку из древнего наследия кочевников Южной Сибири и Бурятии-Монголии. [2]
  • «Намгар» потрясла публику на оттавском фолк-фестивале своими ошеломительными интерпретациями народных песен. [3]
  • Поскольку в репертуаре «Намгар» много шаманской музыки, которой сопровождаются скрытые от широкой публики ритуалы, группа открыто выступает по всему миру, чтобы как можно больше людей узнали об их культуре. [4]

    Подозреваю, что многие читатели, прочитав эти отзывы, решат, что речь идёт об уму непостижимой удаче, случайно свалившейся на головы музыкантов, да и сама группа появилась невесть откуда, выскочила, как чёрт из табакерки... Однако, это не так. Далеко не так! Издалека и начнём.

    Намгар родилась в бурятской деревне Кункур (~1000 чел., 2002), близ места, где смыкаются земли Бурятии, Монголии и Китая.
    «Имеются: общеобразовательная средняя школа, ясли-сад, Дом культуры, сельская врачебная амбулатория. В Кункуре находится памятник В.И.Ленину,» — скупо сообщает «Энциклопедия Забайкалья». [5]

    Девчонкой я была чабаном. Разъезжая на лошади, часто пела. Чтобы слышать себя на бескрайних степных просторах, приходилось петь очень громко, как это делают все буряты.
     
  •  
     
    Отара в Кункурской степи. (Фото: Елена Филиппова)
       
    После школы поехала в Улан-Удэ поступать на вокальное отделение музыкального училища им. П.И.Чайковского. То ли по неопытности, то ли со страху — только не смогла взять больше октавы. Голос отказал. В грусти и тоске вышла из класса с мыслью, что конец моей мечте. Не успела пройти коридор, как подошёл мужчина, похожий на дирижёра — подтянутый, в очень хорошем костюме; расспросил, кто я и откуда, сразу понял, что не попала на вокальное отделение, и предложил подать документы на отделение бурятских народных инструментов, где я смогу петь и научусь игре на ятаге (тогда я не была знакома с инструментом). Это был Аюша Арсаланович Арсаланов, мой будущий учитель. Теперь-то я понимаю, что мне очень повезло с ним. Ведь не знала даже, что такое ноты, что за закорючки такие. Всё было незнакомо, непонятно. Нас, таких же, как и я, деревенских девочек, выучили, нам открыли глаза, «надели крылья» и выпустили в мир музыки. Смешно: мне казалось, что Аюша Арсаланович выделяет меня из всех, что я особенная и потому он так требователен. А оказалось, он к каждому студенту находил свой ключик и знал, как разговаривать с нами, детьми, которые из разных деревень приехали в большой город. Мудрый, талант­ливейший педагог. Очень благодарна ему.

    С началом учёбы начались концертные выступления с ансамблем «Лотос»: на празднике газеты «Юманите» в Париже (что дало повод для гордости всем жителям Кункура), на XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве и даже на подводной лодке во Владивостоке. Намгар не только играла на ятаге, но и пела.

    Мудрый наставник оказался прав: хусэл привёл выпускницу музучилища в филармонию Улан-Удэ, где началась её карьера профессиональной певицы в составе государственного эстрадно-хореографического ансамбля «Селенга». «Хусэл» — так Намгар назвала свой первый сольный диск (Улан-Удэ, 1995).

    Я не пою эстрадные песни уже лет десять. Этот альбом — давно пройденный этап, поэтому мы не рекламируем его и не пишем о нём.
     
     
     

    Арсаланов Аюша Арсаланович, первый бурятский профессиональный дирижёр, заслуженный деятель искусств РФ (1960). С 1957 дирижёр Бурятского театра оперы и балета. Постановщик ряда оперных и балетных спектаклей. Занимается изготовлением бурятских национальных инструментов. [5]
     

         
     

    Тем не менее, отдельные песни из «Хусэла» до сих пор включают в новые сборники бурятской эстрады, иногда даже без ведома певицы.

    В «Селенге» Намгар встретилась с Евгением Золотарёвым, игравшем в ансамбле на бас-гитаре. Знакомство переросло в семейный союз.
    В 1997 году их пригласили в Кёльн на фестиваль монгольской культуры. Евгению потребовалось срочно осваивать игру на народном инструменте. Каком? Выбор пал на чанзу, допускающую те же, что у баса, приёмы игры.

    В том же году певица поступила в эстрадно-джазовый колледж им. Гнесиных и семья переехала в Москву.

    Музыкальный дуэт Намгар и Евгения оказался успешным, и они начали выступать на зарубежных фолк-фестивалях, в том числе на норвежском «Riddu Riđđu» («Береговой шторм», саам.). В 2001 году был выпущен сборник, посвящённый 10-летию этого фестиваля. В число избранных исполнителей вошла и Намгар с песней «Нангин, Нангин» (1999), где она аккомпанирует сама себе на ятаге.

    Бурятские эстрадные песни — даже в исполнении популярнейшей в Бурятии певицы — были неинтересны москвичам, а Намгар было неинтересно петь русскую эстраду. В то же время, посещая зарубежные фестивали, она не могла не заметить интереса тамошней публики к этнической музыке.

    Их интересует только традиционная музыка. Нужно, чтобы чувство­вались корни. Человек обязательно должен быть носителем своей культуры, настоящим её представителем. [6]
     
     
     
    На фото сверху:
    Слева — ятаг (ятага) Намгар Лхасарановой. Деревянные колки-порожки подвижны, что позволяет настраивать звучание инструмента. Во время игры, нажимая рукой на струны ближе к основанию, можно делать звук, извлекаемый из них по другую сторону колков, плавающим по высоте. Ятаг со струнами из верблюжьих жил (играла когда-то и на таком) быстро расстраивается, поэтому в настоящее время используются нейлоновые.
    Справа — уникальная чанза с удлинённым грифом Евгения Золотарёва. Каркас резонатора обтянут кожей гремучей змеи. Змеиные мембраны десятилетиями не изменяют своего звука. Гриф увенчан головой коня, что более характерно для морин-хуура, струны и смычок которого делают из конского волоса. И на чанзе струны из верблюжьих жил вытеснены нейлоновыми.

    На фото справа:
    Евгений с чанзой. 12.05.2002
     
     

    Артур Пилявин (1961—2002)
    (Фото: Спроси Алёну)

    «Я талантлив, но достаточно одинок, меня надо беречь...
    <...>
    Почему-то талантливые люди в России долго не живут... [о C.Курёхине - О.П.Л.[7]
     

       
    Преодолеть творческое распутье помог поэт, музыкант и продюсер, основатель группы «Квартал» Артур Пилявин.

    ...Он говорит: «Намгар, зачем тебе эстраду петь? У тебя народный голос. Пой народные песни». <...> Говорил, чтобы мы сами делали музыку. А я же привыкла к эстраде — учишь песню, которую написал композитор... А чтобы самим музыкально развиваться, такого же не было. [6]

    Так в январе 2001 года возник фольклорный коллектив «Намгар» (своим названием он также обязан А.Пилявину). В него вошли: Намгар (вокал), Евгений (чанза), Ж.Урантугс (ятаг, вокал) и А.Хишигтогтох (морин-хуур, вокал); последние двое — из Монголии. Административно-директорская ноша с первого дня легла на плечи Евгения.
    Через два месяца «Намгар» начала выступать в московских клубах. И для широкой публики, и для музыкальной тусовки бурятская этника оказалась интереснее эстрады. В музыкальных изданиях появились одобрительные отзывы о новом коллективе. В июле группа дебютировала на знакомой для певицы сцене «Riddu Riđđu». (В настоящее Евгений и Намгар — официальные представители фестиваля в России, где они ищут и отбирают для него исполнителей).

    По настоянию неугомонного А.Пилявина группа не мешкая приступила к записи диска. «Должен получиться минималистичный авангард, основанный на традициях бурятско-монгольской музыки», — говорил он. Артур словно предчувствовал, что нужно спешить. К концу 2001 года запись была готова, а в июле следующего года талантливый и энергичный продюсер погиб в авто­мобильной катастрофе.

    Мы его глубоко уважаем, часто вспоминаем с благодарностью и думаем, что нам его бог послал. Благодаря Артуру Пилявину появился наш музыкальный коллектив. Он помогал и поддерживал бескорыстно, только ради красивой бурятской музыки. Тот короткий промежуток нашего счастливого общения был полон концертов, репетиций, телевизионных съёмок, знакомств с интересными людьми... Самое главное — он незаметно посеял в нас веру в себя. И то, что мы до сих пор играем бурятскую музыку и выпустили два альбома, — во многом заслуга Арика Пилявина. Именно у него в группе «Семён Магнит» мы впервые услышали World Music и обрели мечту [хусэл! — О.П.Л.] играть такую музыку.

    Альбом, названный «Хатар» («Танец») и посвященный Артуру Пилявину, вышел в свет только в 2003 году.

    «Что мне больше всего нравится в этом альбоме, так это обложка, выполненная Даши и Доржимой Намдаковыми», — пошутила Намгар четыре года спустя. [8]. Мы ещё вернёмся к этим людям в нашем рассказе, а сейчас лишь отметим, что их работа, размещённая на обложке альбома, называется «Хусэл».

    С выходом диска музыканты смогли претендовать на большее внимание со стороны публики и организаторов авторитетных международных фолк-фестивалей. И последние не заставили себя ждать: к настоящему времени живое пение Намгар слышали в Монголии, Китае, Малайзии, Узбекистане, Казахстане, Франции, Германии, Норвегии, Голландии, США, Канаде...
     
     
     

    Альбом «Хатар» (2003)

    2. Арван Тавни Сар (Полнолуние)
    (монгольская народная песня о луноликой девушке)
    13. Туулай (Зайчик)



     

         
      Группа «Намгар» (слева направо):
    Алтангэрэл Хишигтогтох (лучший морин-хуурист Монголии, композитор, ныне преподаватель института музыки в Улан-Баторе);
    Намгар и Евгений;
    Николай Ксенофонтов (перкуссионист, играл в группах «Квартал», «Семён Магнит», «Жаркие страны», сессионно выступает в составе «Намгар» по настоящее время);
    Жамьян Урантугс (лучшая ятагистка Монголии, ныне оставила музыку и живёт в Вашингтоне).
    30.10.2003



     
     
     

    Альбом «Номад» (2008)

    Демофрагменты альбомов "Хатар" и "Номад"


    Видеозапись концерта в Вашингтоне
    (с приблизительной раскладкой по времени)

    00:35. Тунка
    08:15. Попурри — Два ёхора
    13:50. Мечта
    19:40. Сиротка-верблюжонок
    25:00. Соло на морин-хууре
    29:40. Шёпот-дождь
    35:10. Юнденгого (начало)
    38:25. Соло на ударных
    40:40. Юнденгого (окончание)
    43:50. Попурри — Озёрная овсянка и ёхор
    49:50. Ёхор
    (52:00. Намгар играет на варгане)

    Состав группы: Намгар (вокал, ятаг, варган), Евгений (чанза, бэк-вокал), Улзы Шатар (Монголия) (морин-хуур), Вадим Шубин (ударные), Дмитрий Павлов (гитара), Владимир Попов (флейта), Виктор Якушев (бас-гитара)
     

       
    В 2008 году группа выпустила «Номад» («Кочевник») — бесподобный альбом! Высокий голос Намгар в сочетании с экзотической для западного слуха фонетикой бурятского языка (долгие гласные, обилие твёрдых согласных) звучит как сказочный инструмент, передающий состояние восточной души в её нераз­рывной связи с природой, со временем. Добавьте сюда затейливые аранжировки кудесника Евгения для десятка музыкальных инструментов, временами приобре­тающих симфоническое звучание, горловые подпевки музыкантов... Сногсшиба­тельный коктейль! Не помню, приходилось ли мне когда-либо, прослушивая новый альбом, немедленно повторять понравившуюся композицию, отложив оставшиеся на потом. Намгар заставила повторить «Два ёхора»1 аж дважды — ну не удаган2 ли она после этого!? На «Юнденгого» — опять двойной возврат. Удаган, однозначно!
    И здесь же очередная вешка в хусэле Намгар — композиция «Мечта».

    Нынешний год, завершающий десятилетнюю карьеру группы, стал для неё самым успешным. В январе музыканты «открыли Америку», точнее, Америка «открыла» их для себя.

    Бурятская группа «Намгар»... произвела настоящий фурор на фестивале GlobalFest, который проходил в Нью-Йорке. Это один из самых престижных мировых фестивалей. На этот раз на него пожелали попасть 400 исполнителей из разных стран мира. Повезло только 12.
    <...>
    Позже газета «Нью-Йорк Таймс» написала о нашей землячке: «...что касается экзотики, как вам Намгар? Эта рок-группа из сибирских степей, которая сочетает в своей музыке традиционные и современные инструменты, называется именем певицы, одетой в красочную одежду, а певица похожа на монгольскую Бьорк». [9]

    Понятно желание «Нью-Йорк Таймс» дать читателям наглядное представ­ление о певице, сравнивая её с исландской звездой кино и эстрады мирового масштаба. И всё же, наша героиня не «монгольская Бьорк», а бурятская Намгар, уникальная, самобытная и не нуждающаяся в притянутых за уши творческих прототипах.
    Другое слабое место американских публикаций о группе — описание её музыки как чисто монгольского явления. Возможно, журналистов и музыкальных критиков сбивает с толку тот факт, что буряты проживают по обе стороны российско-монгольской границы и что культуры бурят и монголов имеют много общего. Однако главным здесь остаётся факт, что это разные народы.

    Из Нью-Йорка музыкантов сразу пригласили в Вашингтон, где они выступили в Центре исполнительских искусств имени Дж.Ф.Кеннеди. Полная запись часового концерта, включающая большинство композиций из альбома «Номад», размещена на сайте Центра.

    Оригинальные сценические костюмы, привлекающие внимание публики и прессы, являются немаловажной стороной творчества группы.

    Костюмы, в основном, стилизованные бурятские, задумываю сама. Эскиз одного костюма подарил известный бурятский художник и скульптор Даши Намдаков. Головной убор смастерила его сестра Доржима. Это очень талантливая семья, и мы всегда очень рады общению с ними.
     
     
     

    Даши Намдаков

    «Что должен сказать художник, у которого выставка в Эрмитаже? Этим вопросом, обращенным к самому себе, Даши Намдаков, названный одним из американских критиков «Пикассо бурят», открыл персональную экспозицию в Санкт-Петербурге». [10]



    И снова, как в случае с Намгар-«Бьорк», американский критик определяет самобытного бурятского мастера Даши Намдакова в творческую свиту корифея западного искусства Пабло Пикассо. В.Маяковский высмеял этот нехитрый приём ещё в начале прошлого века: «Одного называют красным Байроном, // Другого — самым красным Гейнем».

       
    Великолепные графические работы Даши Намдакова легли в основу оформления альбомов «Хатар» и «Номад».

    В зарубежных публикациях музыку группы нередко называют шаманской.

    Где-то согласна. По мнению некоторых исследователей, ёхорные песни вышли из шаманских обрядов. Буряты с древних времен были шаманистами. До XVII в. большинство придерживалось старой шаманской веры боо-мургэл шажан, или хара-шажан — чёрная вера («тайное знание»). Со временем шаманов разделили на чёрных (злое знание) и белых (доброе знание). В шаманизме нет священных писаний и древних молитвенных книг с шаманскими догмами и правилами обрядов. Шаманская наука долгое время передавалась из уст в уста. Первые шаманские рукописи появились только в XVIII в. Для шаманских молений не нужны специальные здания и храмы, шаманские обряды могут быть устроены в любом месте в любое время суток. Шаман — главное действующее лицо в шаманском обряде, проводник в мир духов.

    Естественное желание любого исполнителя народных песен — иметь в репертуаре не только то, что у всех на слуху, но и малоизвестное, а то и вовсе забытое в силу разных причин и обстоятельств. Многие часы Намгар провела в архиве бурятского гостелерадио, в фонотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Не всё было гладко в этих поисках: где-то за перезапись фономатериалов заломили непомерную цену, где-то вообще к ним не допустили. А ведь среди них есть и совсем старые, век которых на исходе. Ну, пропадут, рассыпятся в прах — кому от этого лучше станет!? Тут, наоборот, надо певицу просить, чтобы взяла записи в работу, перепела их, вернула в жизнь, в народ, которому они принадлежат по праву исторического наследия.

    Будь диск «Номад», подаренный мне Намгар и Евгением, сделан из винила, он давно был бы пропилен насквозь — так часто я слушал его дома и в машине, пока работал над этой статьёй. Жутко жалею, что летом не взял на работе отгул, чтобы увидеть выступление музыкантов. Зато жители и гости столицы имеют возможность побывать на их концертах. Вне гастролей группа часто выступает в московских клубах и домах культуры, о чём заблаговременно сообщается в их блоге.

    В заключение скажу о Намгар, какой я увидел её, какой представляю по видеозаписям, по прессе, по нашей переписке. Невысокая и хрупкая, она удивительно естественна и обаятельна как на сцене, так и вне её. Вместе с тем она по-восточному сдержана и демонстрирует глубокое чувство достоинства и уважение к зрителям, к собеседникам, просто к случайным людям. На YouTube размещён вызывающий улыбку видеоклип, в котором Намгар со стоическим терпением выполняет просьбу юных поклонниц сфотографи­роваться с ней.
    Приступая к написанию этой статьи, я фактически начал с нуля: ничего не знал ни о группе, ни о бурятской культуре. Задавал Намгар и Евгению множество самых разных вопросов, и ни один из них не остался без быстрого и исчерпы­вающего ответа.
    Много интересного осталось за рамками статьи, зато теперь и у меня есть хусэл — рассказать будущим читателям нашего журнала о двадцатилетии группы «Намгар». :-)
     
     
      Намгар — «любимица фестиваля» «Riddu Riđđu».
    Норвегия, 18.07.2009.
    (см. новостной видеоклип телеканала Мир-ТВ)
     
       

    Однажды в детстве родители отправили меня с тётей из деревни в Улан-Удэ, где мы случайно попали на концерт ансамбля «Байкал». Там я увидела и услышала певицу Дариму Дугданову, была поражена её пением и артистич­ностью и, как многие девочки, захотела выступать на сцене так же, как и она...
     
     
     
    Комментарии

    Примечания:
    1 Ёхор (бурят.) — национальный круговой танец у бурят и некоторых других народов Востока, имеющий многовековую историю.
    2 Удаган (бурят.) — шаман-женщина.

    Цитированные публикации
    1. R.Knechtel. "The International Musical Flavours of Summerfolk. Namgar". Author's blog: news and views in role as Artistic Director for Summerfolk 2010. 25.06.2010.

    [Р.Нектел. «Зарубежные музыкальные специи Саммерфолка. Намгар».
    Авторский блог: новости и мнения в роли артдиректора фестиваля «Саммерфолк 2010» (Онтарио, Канада). 25.06.2010.
    Ричард Нектел — известный канадский бард.]
    2. Ray Van Eng. "Namgar Moscow Russia Mongolian Music at Vancouver Folk Music Festival 2010". VANCOUVER21.COM. Vancouver in the 21st Century. Celebrate Diversity. 17.07.2010
    Рэй Ван Энг. «Намгар (Москва, Россия). Монгольская музыка на Ванкуверском фолк-музыкальном фестивале 2010».
    «VANCOUVER21.COM. Ванкувер в 21 столетии. Праздничное разнообразие». 17.07.2010
    3. D.Bohatyretz. "White Cloud weaves Mongolian folk with American rock". «The Epoch Time» (New York), 27.08.2010.
    [Д.Богатырец. «Белое Облако сплетает монгольский фолк с американским роком». «Великая Эпоха» (Нью-Йорк). 27.08.2010.
    Газета выходит в нескольких странах на 17 языках, в т.ч. в России на русском.
    Бурятское намгар означает белое облако.]
    4. J.Uechi. "Namgar: Keeping tradition alive through music". Ricepaper Magazine (Vancouver). 20.07.2010
    [Дж.Юичи. «Намгар: сохраняющая традиции через музыку».
    Журнал «Рисовая бумага» (об азиатско-канадских искусстве и культуре) (Ванкувер). 20.07.2010]
    5. Энциклопедия Забайкалья
    6. К.Куц. «Коллективу Намгар 10 лет!». Сайт Министерства культуры Республики Бурятии. 12.10.2010
    7. А.Пилявин. «"Квартал": послание не для всех, а для каждого». Ответы на вопросы участников он-лайн конференции «Озона». Апрель 2001
    8. С.Янданова. Интервью с Намгар Лхасарановой. Культурно-информационный портал бурятской молодёжи. 25.06.2007
    9. О.Буева. «В Америке певицу Намгар из Бурятии признали новой Бьорк». «Комсомольская правда — Иркутск». 07.02.2010
    10. А.Цой. «Даши Намдаков покорил Эрмитаж». «Байкал 24». Информационный портал. 03.03.2010

    Другие публикации
    11. NAMGAR on Myspace Music
    12. «Намгар». Википедия
    13. «Намгар». Сайт Sketis Music
    14. «Желанная, Пелагея, Намгар и Манукян встретились на одной сцене». Сайт NEWSmusic.RU
    15. Namgar (poster). Сайт RED ORANGE arts agency (London, UK)

     

     
    Буквица №4, 2010 Стр.:   2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 Галерея:   I...VIII Поле поэзии

    Rambler's Top100